Борьба с огорчениями и трудностями

Никто не сможет с умилением любоваться ребенком двадцать четыре часа в сутки; ребенок, безусловно, тоже не всегда счастлив вас видеть. Дети легко и часто поддаются взрыву каких-то своих эмоций. Когда Джордж, о котором мы рассказывали чуть раньше, злился, он отворачивался от материнской груди. Он считал, что это она поступила с ним нехорошо. Одна бабушка, взяв на руки своего младшего внука, от которого была без ума, и увидев, как он испуганно сморщился, воскликнула: «Милый мой, я же не людоед!» Все мы склонны смотреть на мир через темные или розовые очки — в зависимости от настроения. Но ребенок пока лишь учится соотносить эти свои ощущения с реальностью, подобностью, воспоминаниями. Поэтому иногда бабушка для него действительно людоед, он на самом деле в ужасе и его нужно вернуть маме, чтобы та его успокоила.

Временами бывает нелегко справиться с яростью, ужасом или неприязнью, которые исходят от расстроенного ребенка. Однако, если родители не теряют почвы под ногами и сохраняют некоторую проницательность и дальновидность, они говорят ему нечто вроде: «Что-то мы сегодня от папы не в восторге, а?» и не забывают, что такие чувства ребенка хотя и безудержны, но никак не связаны с реальностью. Иногда он как будто действительно упрекает в своих горестях вас, потому что вы для него — весь мир, и по его мнению, «все из-за вас». Если вы отнесетесь к таким настроениям с известной долей снисходительности, у ребенка не разовьется опасения, что с этими неприятными эмоциями невозможно справиться.

Совершенства, однако, нет. Не стоит подводить ребенка к мысли, что жизнь безоблачна. Будет ошибкой надеяться, что мы избавим его от любого огорчения и боли. Мы бы, конечно, с радостью. Ужасно тяжело временами осознавать, что мы не в силах оградить детей от суровой правды жизни. И, конечно, слишком большое количество шипов и ударов вызовет в развитии ребенка определенный перекос. В то же время родители, которые вмешиваются слишком быстро, чтобы ребенка не коснулась и капля разочарования или тревоги, в действительности лишают его возможности выработать в себе способность справляться с мелкими неудачами самому.

К искусству воспитания детей относится умение наблюдать, как ребенок шаг за шагом учится выживанию. Вначале ребенок учится быть отдельным существом, которому в трудной ситуации рано или поздно приходится обращаться за помощью к самому себе. Если ребенка ни на минуту не оставляют одного и ему никогда не приходится ждать, его своеобразная умственная и эмоциональная мускулатура так и не разовьется. Основное здесь — чувство меры и умение согласовать семейные особенности и личные потребности вашего ребенка; оставаться предоставленным самому себе слишком часто просто вредит, но ни разу не попробовать выяснить, на что ты способен, ничуть не лучше.

  • Три месяца: где мы?
  • Развитие любви и доверия
  • Проблемы кормления и сна — и как к ним относиться
  • Развитие отношений
  • Стимул и покровительство
  • Отзывчивость и чувствительность
  • Память и мышление
  • Игра и общение
  • Смешанное кормление и прорезание зубов
  • Снова на работу


  • Вернуться в раздел - Детская психология
  • ПОИСК ПО САЙТУ