Стимул и покровительство

Братья и сестры, равно как бабушки и Дедушки, няни и друзья семьи, становятся объектами повышенного внимания ребенка. Мы подошли к важному вопросу: как в равной мере обеспечить ребенку убежище, в котором он нуждается, и некий стимул, который поощрял бы его интересоваться миром?

Самым маленьким детям нужна довольно спокойная жизнь, из которой они вырастают очень постепенно. Когда они начинают выходить в большой мир, они ранимы; словно улитки без раковины. Люди инстинктивно это сознают и стараются окружить ребенка лаской, теплом и оградить от шума. Пять лет назад между почасовыми кормлениями ребенок был предоставлен самому себе. Затем, когда родители поняли, что такое одиночество не способствует развитию, все изменилось. Маятник качнулся в другую сторону: родители с энтузиазмом отнеслись к способностями малышей к обучению и изо всех сил стараются, чтобы ребенка окружали и манили живые яркие краски, забавные игрушки и подвижные игры.

Может это прозвучит глупо, но мне кажется, что здесь, как и во многом другом, родителям нужно знать чувство меры и тщательно отбирать только то, что требуется их ребенку. Вильям рос в семье третьим. Его мать была чрезвычайно занята двумя старшими детьми и работой на полставки; она пригласила няню, и в итоге Вильям постоянно находился не только со своими сестрами, но и с двумя другими детьми. У его матери были золотые руки: в квартире повсюду находились выполненные ею картины, декорации и игрушки. Она считала, что никогда не рано привлечь внимание ребенка и вызвать у него интерес. Обе ее дочки были изобретательными фантазерками, отлично мастерили руками, рисовали и пели.

Однако дом переполняли люди и шум. Вильям с рождения был беспокойным. Частенько его мать говорила няне: «Ему скучно, отнесите его к остальным». Естественно, Вильям не спускал с детей глаз. Однако он оставался непоседой, словно никак не мог расслабиться. Однажды, когда ему было два месяца, за ним долго наблюдала одна гостья. Он лежал на ковре. Его сестры и двое других детей прыгали вокруг, играя в какую-то подвижную игру. Гостья видела, как Вильям нервно вздрагивал, когда его чуть не задевала чья-нибудь нога. Затем они стали его тормошить, и прежде чем няня успела их .остановить, кто-то из детей громко крикнул Вильяму в ухо: «Фу!» Естественно, Вильям расплакался, и все кончилось тем, что, так и не найдя виновного, няня наказала всех.

Пару недель спустя та же гостья услышала, что Вильяма мучают боли в ушах, и наполовину в шутку подумала: «Неудивительно, при таком-то шуме!» Не забывайте, что у ребенка физические ощущения тесно связаны с умственными. Все говорило о том, что Вильяму приходилось бороться слишком со многим, и он отреагировал тем, что заболел. Подход, который сработал по отношению к его сестрам, в случае с Вильямом нуждался в корректировке, частично — из-за такого большого количества детей вокруг. Изменились обстоятельства.

Вильям нуждался в том, чтобы его больше защищали, больше с ним нянчились, а не вталкивали в группу, как большого. Баланс был нарушен: вместо того, чтобы оживиться и заинтересоваться, Вильям утомился от передозировки стимулов и ощущений.

К тому же, складывается впечатление, что у того из детей, кто крикнул ему в ухо, даже голос не дрогнул. Ребенка, пока он еще слишком мал и слаб, чтобы защищаться самостоятельно, нужно всячески оберегать. Нелишне напомнить, что нельзя позволять старшим детям пугать маленького криком, пихать его или расстраивать другим образом. В конечном итоге это приводит к дракам, у забияки растет чувство вины, и в дальнейшем его замучают угрызения совести. Старшим детям, даже когда мы сочувствуем их ревности или нетерпению, нужно помогать сдерживаться, прежде чем они кого-нибудь обидят.

Детям необходима уверенность: уверенность в том, что родители постоянно о них думают; уверенность в порядке, заведенном внутри семьи; уверенность в структуре всего того, что им предстоит узнать, и что от этого можно ждать. Обладая этой уверенностью, они тянутся за новым опытом. Самое утешительное во всем этом то, что в детях от природы заложено стремление к развитию. От нас зависит не все. Мы обеспечиваем их всем, что вызывает их внимание и интерес, но наши дети растут без нашего согласия, по собственной воле.

  • Три месяца: где мы?
  • Развитие любви и доверия
  • Борьба с огорчениями и трудностями
  • Проблемы кормления и сна — и как к ним относиться
  • Развитие отношений
  • Отзывчивость и чувствительность
  • Память и мышление
  • Игра и общение
  • Смешанное кормление и прорезание зубов
  • Снова на работу


  • Вернуться в раздел - Детская психология
  • ПОИСК ПО САЙТУ